"Личный автомобиль - свобода, а такси и общественный транспорт - экономия жизни для себя и свобода жизни."

Автор: Уткин А.А. 1998 г.

Высшее образование или престижность

Наблюдая за тем что происходит в высшем образование - прихожу буквально в ужас!

С каждым годом высшее образование становится все бессмысленнее и бессмысленнее, потому что все больше молодых людей идут в высшие учебные заведения по настоянию родителей, ради корочки о высшем образование или для уклонения от армии и выбирают факультет лишь по его престижности, а не по призванию. Такие студенты поступают за счет положения родителей в обществе или их денег. В связи с чем уровень и качество образования падает по причине не желания таких абитуриентов к познаниям. Такие абитуриенты вряд-ли станут специалистом высокого уровня и принесут пользу государству, да и вряд-ли хоть сколько-то будут работать по специальности или даже принесут вред.

А молодежь которая реально могла бы принести пользу государству и обществу, которые хотели бы поступить в институт или университет на конкретную специальность по призванию остаются за бортом.

Институты и университеты больше обращают внимание на оценки в аттестате и экзаменов, а не интересы и познания претендентов. Такое было при советской власти и продолжается по сегодняшний день.

Если раньше в советском периоде существовало распределение, при котором выпускник института или университета был обязан отработать какое-то время по полученному профилю образования, то ныне такого практически не существует. При такой системе государство тратит каласальные средства на образование тех, которые ни когда не применят полученные знания. И даже те, кто все свои силы направляли на получение знаний не всегда могут применить полученные знания в связи с тем, что работодатели не особо желают принимать специалистов без опыта.

Можно ли переломить сложившиеся тенденции и дать возможность тем, кто реально мог-бы быть полезным государству и обществу, кто мог-бы стать профессионалом с большой буквы?

Да это реально сделать и не требуется большого капиталовложения государственных средств!

Но без изменения законодательной базы - сделать это не возможно!

Хотя решение элементарно и решает огромное количество проблем!

Первое условие:

Институты и университеты в солидарности с предприятиями должны проводить совместные профильные конкурсы и олимпиады и не раз в год.

Второе условие:

Претенденты на поступление в высшее учреждение обязаны получить предварительное (средне-профессиональное) образование, так например:

врач - курсы медсестры или медбрата; инженер - курсы слесаря сборщика, слесаря и тд; педагог - курсы воспитателя; и тому подобное.

Третье условие:

Претенденты на поступление в высшее учреждение обязаны отработать по специальности не менее 3 лет, что позволит получить некоторые навыки и представления о специальности, а руководитель предприятия сможет оценить его трудолюбие и способности. Заработная плата в данный период не должен быть ниже заработной платы специалиста по специальности которой претендент собирается поступать в учреждение высшего образования. Что не позволит использовать данную категорию сотрудников с целью сокращения собственных расходов.

Четвертое условие:

Прием в учреждение высшего образования происходит по характеристике учреждения предварительного образования и предприятия где работал по специальности, а так же по результатам экзамина и учетом участия в конкурсах и олимпиадах. Это позволит отсечь тех, кто не собирается работать по специальности, а идут в учреждение высшего образования только ради диплома. Также по факту прохождения необходимых экзаменов.

Пятое условие:

Стипендия абитуриента учреждения высшего образования - должна быть не менее 50-70% от средней заработной платы специалистов данной специальности, данного региона.

Шестое условие:

Средства на обучение и выплату стипендий выплачиваются учреждению образования предприятием (заказчиком) или государством. В случае необходимости привлечения абитуриента на государственное предприятие на последнем этапе образования абитуриента - государство компенсирует предприятию затраты на образование данного абитуриента в полном объеме.

Седьмое условие:

В случае систематических пропусков лекций, не надлежащей сдачи сессий и курсовых, обнаружения использования готовых курсовых работ - отчисление без права поступления в любое другое учреждение высшего образования и востребуется с отчисленного компенсация всех затрат на его образование и их стипендий - как минимум в двух кратном размере.

Восьмое условие:

По окончанию образования выпускник получает диплом о прохождении образования и сертификат специалиста, который подтверждает его квалификацию. Сертификат специалиста действителен в течение пяти лет, после чего необходимо пройти квалификационную комиссию с участием преподавателей учреждения высшего образования. А в случае не прохождения квалификационной комиссии - диплом и сертификат становится не действительным через шесть лет от предыдущей квалификации. Для восстановления действительности диплома и сертификата необходимо пройти полный квалификационный экзамен в учреждение высшего образования по данному профилю(типа экстерна).

Девятое условие:

По окончанию обучения в учреждение высшего образования выпускник направляется на предприятие направившее его на обучение или по запросу государственного учреждения или предприятия, где выпускник обязан отработать по специальности не менее 10 лет.

В случае отказа предприятия от выпускника который обучался по направлению предприятия - все перечисления предприятия на образование данного выпускника - предприятию не возвращаются.

В случае не желания выпускника работать на предприятие направившего его на обучение - выпускник обязан компенсировать предприятию все затраты предприятия на его образование в двух кратном размере.

В случае не востребованности государством в данном специалисте - государство обязано трудоустроить его и выплачивать двух кратный размер минимального прожиточного минимума до момента его трудоустройства но не более 5 лет, а в случае отказа от трудоустройства по специальности, выпускник обязан компенсировать все затраты государства на его образование в двукратном размере средств затраченных на его обучение и выплаченных стипендий.

Десятое условие:

При окончании обучения подписывается соглашение, по которому выпускник обязуется компенсировать государству или предприятию все затраты на его образование и выплаченных стипендий в случае не возврата из поездки за рубеж на отдых или при выезде на пмж за рубеж пропорционально отработанному периоду (1 год - в десятикратном размере, 3 года - в девятикратном размере, 4 года - в восьмикратном размере,  5 лет - в семикратном размере, 6 лет - в шестикратном размере, 7 лет - в пятикратном размере, 8 лет - в четырехкратном размере, 9 лет - в трехкратном размере, 10 лет и более - в двукратном размере). Гарантом обязаны выступать близкие родственники, которые обязуются возместить средства в случае нарушения соглашения.

Одиннадцатое условие:

Предприятие на котором выпускник учреждения высшего образования осуществляет прямые обязанности по полученной специальности обязано:

Конструкторы и инженеры - должны упоминаться в потентах на продукцию в разработке которых принимали участие; должны получать разовые вознаграждения или поэтапные вознаграждения, а N% от размера вознаграждения, которые перечисляются на счет учреждения и должны распределятся - 20% от перечисленной сумы на развитие учреждения, а 80% распределяются в равных долях между преподавателями данного курса;

Медики - по мимо зарплаты должны получать вознаграждения от коммерческого обслуживания,а N% от размера вознаграждения или с прочих работ должны перечисляться на счет учреждения высшего образования и должны распределятся - 20% от перечисленной сумы на развитие учреждения, а 80% распределяются в равных долях между преподавателей данного курса;

И так далее.

Все эти условия будут способствовать:

- отсеиванию случайных гостей, которые идут в институты, университеты и тп для того, чтобы избежать службы в армии, просто ради диплома или ради престижа;

- стремлению преподавателей подготовить высококвалифицированных специалистов, которые будут способствовать дополнительному доходу преподавателей и развитию факультета;

- повышению квалификации преподавательского коллектива с целью более качественного преподавания предмета, что будет способствовать более высокому уровню знания абитуриента;

- достойный уровень дохода и уровень жизни как преподавателей так и абитуриентов;

- сокращение утечки специалистов за рубеж (зарубежные государства за обучение своих граждан платят достаточно высокую стоимость, а в настоящий момент - получил бесплатно высшее образование и уезжают за рубеж), а при данных условиях в случае выезда на работу или пмж - компенсируются затраты на обучение специалистов(а пока щедрые падарки убегающим за рубеж);

- гарантия трудоустройства, гарантия достойного дохода;

- перспектива корьерного роста (при профессиональном подходе к своим обязанностям молодым специалистом);

и еще много что.

Здесь я пока указал свои мысли вкратце, но готов обсуждать и дополнить подробности.